В нашей индустрии на самом деле почти нет специалистов, которые могли бы дать полноценную, профессиональную консультацию по созданию успешной сетевой компании.
Есть несколько человек, кого я лично знаю, которые могут создать маркетинг план, безусловно со всем уважением к ним, но маркетинг план нельзя создавать в отрыве от других важнейших моментов, таких как продуктовые линейки, ценообразование и общая стратегия бизнеса. Да и к их маркетинг планам у меня есть вопросы, но это мое мнение и видение, они имеет право на свое мнение и свое видение.
Для того, чтобы создать действительно стабильную и растущую компанию нужно не просто учитывать такие факторы как: маркетинг план, продуктовые линейки, ценообразование, общую направленность и стратегию бизнеса, основную и вторичные целевые аудитории, циклы роста и стратегию изменений по прошествию первичного и последующих этапов роста, рычаги влияния по привлечению разных целевых аудиторий, изменение сетевого бизнеса и конкурентов, это безусловно все нужно учитывать.
Но все это нужно учитывать в совокупности, а не отдельно друг от друга, по этой причине просто создать маркетинг план без учета линеек продукции, ценообразования и понимания целевой аудитории нельзя, так как он просто не будет эффективен.
Вот ключевые моменты для создания эффективной сетевой компании:
Продуктовые линейки, в которых в обязательном порядке присутствуют такие продукты как: рекрутирующие, для продажи клиентам, для сети, удерживающие.
Если не учесть хотя бы одно из данных направлений, то в компании будут страдать, либо рекрутинг, либо продажи, либо повторные покупки или удержание партнеров, либо сразу несколько моментов.
А также нужно правильно выстроить ценообразование, чтобы данные продукты действительно были эффективны для бизнеса.
Ну и конечно, продукты должны нести ценность людям и быть эффективными, это даже не обсуждается.
Грамотно составленные продуктовые линейки и правильное ценообразование может стать мощнейшим рычагом влияния для Ваших представителей и клиентов, что позитивно отразится на на бизнесе Ваших партнеров и росте компании в целом.
Безграмотный подход к созданию линеек продукции и ценообразованию будет проблемой, которая будет мешать работе партнеров и росту компании.
Маркетинг план, который будет составлен с учетом продуктовых линек и общей стратегии компании,
Маркетинг план - это не просто распределение денег, как говорят некоторые якобы специалисты. Это отношение компании к своим партнерам и клиентам, а также стратегия развития компании и то, как Ваши партнеры будут развивать с Вами бизнес..
От маркетинг плана будет зависеть рекрутинг, продажи, удержание и даже отношение внутри сети и отношение партнеров к компании.
Некоторые маркетинг планы составлены на столько безграмотно, что внутри сразу закладываются конфликты. То есть маркетинг план сам по себе провоцирует конфликт, так как сталкивает между собой представителей одной сети, ставя интересы одних представителей выше интересов других представителей, а за частую делая так, что доход одних, означает падение дохода других.
Маркетинг план должен быть составлен грамотно, с учетом не только правильного распределения денег, но и минимизируя потенциальные конфликты.
А еще грамотно составленный маркетинг план сам по себе может являться сильнейшим рычагом влияния, который компания дает своим партнерам и облегчает им работу.
Либо маркетинг план может стать камнем раздора и дырой, через которую люди буду уходить и кривым маркетинг планом компания ослабляет свои позиции и позиции своих представителей.
Удобство сайта, функционал и дизайн.
Я часто покупаю разные товары в разных сетевых компаниях и вижу, на сколько большая разница в подходе к созданию сайтов.
Некоторые компании делают сайты, чтобы там был товар, можно было купить, была возможность регистрировать людей и получается ужасно, неудобно, непонятно, некрасиво, черт ногу сломит.
Я считаю себя опытным пользователям, но иногда с трудом могу что-то купить в некоторых сетевых компаниях. Представляете сколько данные компании теряют клиентов и партнеров.
А некоторые компании делают сайты, чтобы прежде всего было удобно людям, чтобы людям было приятно и комфортно находиться на данных сайтах, и данные показатели они ставят на первое место.
Это самый правильный подход, так как в сетевой маркетинг приходят разные люди, из разных городов и с разным уровнем владения компьютером, и для большинства все нужно сделать как можно проще.
Удобство сайта на прямую влияет на конверсию посетителей в клиентов и партнеров, но по какой-то причине многие сетевые компании упускают этот момент и считают его не столь важным.
Ваши партнеры каждый месяц приводят тысячи новых людей на Ваши сайты и увеличив конверсию благодаря удобству и дизайну даже на несколько процентов, Вы со временем колоссально увеличите свой бизнес.
О бизнес процессах вообще страшно говорить. В некоторых компаниях без консультации наставника даже не понять как получить свою реферальную ссылку, а в некоторых все интуитивно понятно.
От удобства работы с сайтом на прямую зависит включонность новичков в бизнес.
Функционал сайта, также важный момент, статистика и бизнес инструменты для удобства работы лидеров. Да, эти инструменты не сильно нужны новичкам, но лидеры, благодаря грамотным бизнес инструментам могут на много эффективней выстраивать работу, поддерживать мотивацию и энергию команды на высшем уровне, что опять же приводит к серьезному росту товарооборота.
Ну и дизайн, у большинства сетевых компаний это просто боль.
Дизайн на прямую влияет на желание новичков работать с компанией, на выбор компании, на доверие к той или иной компании.
Чем более качественный дизайн Вашего сайта и Ваших товаров, я объединю это в один пункт, тем больше к Вам будет идти клиентов и партнеров, тем легче будет работать Вашим действующим партнерам, их работа будет эффективней, они будут зарабатывать больше денег, у них будет больше энергии и желания продолжать работу и т.д., что в итоге опять же приводит к повышению товарооборотов и прибыли.
Вот простейший способ понять, все ли у Вас в порядке с сайтом, на сколько он удобен и интуитивно понятен - даете ссылку на свой сайт знакомым, желательно возрастным людям, не сильно опытным пользователям интернета и просите попробовать купить товар, собираете обратную связь.
Также по партнерству, регистрируете малоопытных людей и просите их поделиться с Вами реферальной ссылкой, найти какую либо информацию, рассказать Вам как тут можно заработать и что конкретно делать.
По сути простейший инструмент маркетолога, тестирование фокус группой.
Приведу конкретный пример из личной практики, как разница в подходах сказывается на результате. Это было в компании, где я строю бизнес.
Компании на тот момент было лет 12, директор по развитию также работал с основания компании, то есть по идее, что-то должен был понимать. Мы с партнером моей команды подняли вопрос о создании клиентской программы, чтобы партнерам было удобно работать, а клиентам покупать, чтобы усилить продажи.
На, что я получил ответ, "у нас уже была клиентская программа, она не сработала" и на что был дан мой контр ответ "значит та программа была не правильно сделана, надо сделать по другому".
В итоге я предложил новую модель клиентской программы и она работает по сей день, на момент написания статьи уже 3 - 4 года и принесла эта программа для компании уже миллиардные товарообороты, а со временем принесет еще больше.
Почему так? Все просто. Чтобы сделать удобно для сетевиков и клиентов, надо быть сетевиком, который понимает и работает с клиентами, надо пройти этот путь, прочувствовать его.
Логистика - также большая боль некоторых компаний. Хотя на мой взгляд логистика - это первое, что должно быть налажено в торговой компании, тем более в сетевой компании.
Помню как мы с женой пытались купить продукт в одной из сетевых компаний, с трудом смогли сделать это, три дня мучались.
Так как на сайте было все непонятно, даже представитель не могла ничего объяснить, доставку на дом к нам было сделать невозможно, так как в то время мы жили за городом. В итоге пришлось ехать в город, в какой-то пункт выдачи и забирать товар самим, потратив на это пол дня.
Я с трудом представляю как бы я вообще строил там бизнес и я даже не могу представить, сколько у них уходит клиентов и партнеров.
Логистика должна работать как часы, четко, быстро, не дорого, удобно. Это ключевой бизнес процесс.
Внутреннее обучение от компании.
Многие компании считают, что задача обучать сеть лежит на лидерах и это 100% факт. Но согласитесь, что если у компании есть обучение от компании, эффективное обучение, то это преимущество, по сравнению с теми компаниями, где нет обучения.
Наличие обучения может являться рычагом влияния для привлечения новых партнеров и для более быстрого и правильного старта новичков.
Но есть нюанс! Это обучение должно быть легкое, понятное, практичное и эффективное. Тогда действительно это будет большим плюсом.
Но если обучение будет сделано для галочки, не практиками сетевого маркетинга, а какими-то сторонними бизнес тренерами, которые сами никогда не продавали в сетевом и не рекрутировали, а еще и долго, нудно и не практично. Такое обучение сработает в минус.
Знаю конкретный пример, где компания сделала вместо обучения полный бред, чтобы сказать, смотрите, мы же Вам дали. Но там все было непонятно, долго, сложно, скучно и без конкретной практики.
В итоге пошла совершенно другая обратная связь, недовольство партнерами и в итоге это вылилось в отток партнеров.
То есть сделали работу, потратили время и деньги, а в итоге для бизнеса это оказалось минусом, что лучше бы совсем не делали. Только показали свою несостоятельность.
Ошибка в таких случаях проста, нанимаются люди, которые не являются практиками сетевого маркетинга и в связи с чем делается не обучение, а видимость обучения, чтобы получить за работу деньги. А для компании это несет только убытки.
Нужно, чтобы данное обучение делал практик, который понимает, что такое сетевой маркетинг и понимает боли сетевиков, понимает, чего хотят сетевики и понимает, что сейчас действительно эффективно работает и может подать эту информацию понятным для людей языком.
Маркетинговые программы и маркетинговые инструменты от компании.
По сути здесь ошибка напоминает ошибку с обучением от компании. Маркетинговые инструменты и программы разрабатывают люди, которые никогда не строили сети и не продавали в сетевом.
А что могут сделать люди, которые не прочувствовали бизнес, люди, которые не понимают потребности сети? Все верно, сделать то, что не сработает и только вызовет негатив сети.
Поймите важную вещь, сеть это живой организм со своими энергиями. Если компания делает что-то полезное для сети, сеть рада и повышается лояльность к компании, энергия и от этого появляется ощущение, что сетевик в правильном месте, появляется желание работать еще больше, идет энергия.
Но если компания делает что-то, что не логично, что не дает пользы, то сеть понимает, что компания некомпетентна, энергия уходит, появляются сомнения в выборе компании, желание работать пропадает, партнеры начинают смотреть на сторону и искать другие варианты.
Настроения сети очень изменчивы и по этой причине нельзя делать что-то, не понимая что. Если делать, то осознанно, понимая логику процессов, причинно следственные связи.
Правильно сделанные маркетинговые программы и инструменты могут быть невероятным мотиватором и ускорять рост компании в разы. А неправильно сделанные, нелогичные маркетинговые программы могут вызывать негатив сети и приводить к обратному эффекту, к падению товарооборотов, может не сразу, а накопительно.
Сеть - это живой организм и нужно понимать как этот организм работает, чтобы он рос большим и сильным, а не заболел и умер в какой-то момент.
Видение компании.
Трансляция компанией куда компания идет, что планирует, кем хочет стать на этом рынке, каким путем и т.д., является важным фактором.
Люди хотят быть причастны к чему-то большому, люди должны понимать, что руководство компании понимает как сделать большую империю. Так как если компания не планирует становиться большой, то что там делать партнеру, который хочет большой бизнес.
Видение и правильная трансляция этого видения, это отдельный, индивидуальный момент, который будет сильно различаться в разных компаниях, в зависимости от стратегии и других факторов.
Но это необходимый фактор, чтобы заявить о себе, сделать рывок и зажигать людей на активные действия, особенно когда компания проходит этап становления и пока не имеет большое количество сильных лидеров, которые уже взяли на себя эту задачу.
И то, даже когда появятся самостоятельные сильные лидеры, компания в любом случае, хоть уже и не так часто, все равно должна транслировать видение, так как от лидеров и от компании, сетью это воспринимается по разному.